Мифы и легенды - Козерог

Посейдон
Посейдон
Пан
Пан
Гермес
Гермес
Агни
Агни
Дионис
Дионис
Древние греки наделили знак Козерога обликом Тритона, морского божества с человеческим торсом и рыбьим хвостом. Сказочное животное также иногда изображалось наполовину козой и наполовину рыбой. Тритон был сыном Посейдона (в римской мифологии — Нептуна), бога морей, озер, прудов и источников, и Амфитриты, богини моря.

Другим мифологическим персонажем, служащим для воплощения этого зодиакального знака, был бог Пан. Получеловек-полукозел, это лесное божество отвечало за защиту пастухов и их стад. Ужаснувшись уродливой внешности бородатого и рогатого сына с волосатым телом, его мать, нимфа Дриопа, отреклась от него. Его менее щепетильный отец Гермес представил Пана богам Олимпа. Последние с редким единодушием обнаружили в нем черты, свойственные их собственной внешности, и усыновили Пана, дав ему это имя — «Пан», что означает «всё». С тех пор Пан должен был следить за согласием на Олимпе и даже символизировать вселенную в целом. Между тем, в Древней Греции Пан связывался с более легкомысленными занятиями. Считалось, что он покровительствует растительности и виноделию, фруктам и \рожаю. Пана называли духом растительных соков и побегов, духом плодородия, дарующим жизнь растениям, животным и даже людям. Паном восхищались, и не последнюю роль в этом сыграла его сек*суальная активность — Пан вел бурную сек*суальную жизнь и демонстрировал безмерную похотливость и ненасытность. Его постоянно влекло к нимфам и эфебам, за которыми он без устали охотился и которых успешно соблазнял. Такие особенности поведения отразились на изображениях знака Козерога, которого с тех пор стали связывать с образом сатира. Пана изображали в виде демона — получеловека-полукозла — и ассоциировали с существом, не умеющим контролировать собственные животные инстинкты.

Ведическая Индия также избрала козла в качестве жертвенного животного. В его лице поклонялись Агни — богу огня. Агни почитался как солнечное животное, а сожжение козла на огне должно было умилостивить этого бога, несущего вселенной обновление.

Встречается упоминание о козле отпущения и в «Левите», одном из текстов «Ветхого Завета». Священные библейские книги рассказывают о том, как верховный священнослужитель сжигал козла. Для жертвоприношения ему нужно было выбрать одного из двух животных. В то время как один умирал под ножом священника, второго, привязанного к воротам храма, обвиняли во всех людских грехах, а затем выпускали на свободу или оставляли в пустыне, если только не бросали в пропасть.

Греческие мореплаватели говорили, что им случалось в открытом море в плохую погоду слышать, как ветер шепчет о смерти великого Пана. По их утверждению, это было предзнаменование гибели цивилизации и. возможно, конца мира голосом бога Пана — символа всех богов Олимпа. Мрачное предсказание, вестник будущего исчезновения богов, повергало в ужас слушающих эту историю. Эту легенду могли бы принять на свой счет многие уже исчезнувшие цивилизации.

Определенная предвзятость не чужда культу, связанному с козлами отпущения. Таких козлов часто выбирали для ритуальных жертвоприношений, обязательных во время празднеств Диониса. Дионис действительно, согласно легенде, когда-то превратился в козла и сбежал в Египет после нападения Тайфуна на Олимп.

В Средние века подобная «козлиная» символика связывалась с дьявольщиной. В Пане стали усматривать воплощение похотливого демона и колдуна. Мохнатый и дурно пахнущий козел сделался олицетворением сил зла, самых низких инстинктов и похоти. Веселый и беззаботный бог Пан превратился в зловредного духа в образе животного, с рогами и копытами, который отлично подходил на роль самого дьявола. Разнообразная средневековая иконография представляла этого «злого» бога в ужасном обличье с целью искоренения зла, носителями которого в те времена считались неверующие и колдуны, обвиняемые инквизицией в сношениях с дьяволом.